Один день из жизни оренбургской «зенитки». Репортаж корреспондента «ЮУ»
Ракеты зенитного комплекса, выглядывающие из-за высокого забора на улице Харьковской, вызывают живой интерес у оренбургских мальчишек. Посетить воинскую часть «на Пороховых», как ее называют местные жители, с детства было моей заветной мечтой. Особенно после просмотра фильма «Ключи от неба», где подобным оружием советские воины защищали рубежи Родины от чужих самолетов-разведчиков.
Исконно военная территория
Народное название этой войсковой части связано с тем, что она расположена на территории бывших пороховых складов. Взрывоопасные запасы в XVIII – XIX веках были вынесены за пределы Оренбургской крепости, часто страдавшей от пожаров. Однако и на приличном расстоянии от края города огонь тревожил военных. В исторических хрониках остались сведения о страшном пожаре 1879 года, когда погреба с порохом солдаты спасали от перегрева, накрывая своими телами, поливаемыми водой из пожарных рукавов.
Сегодня здесь находится Учебный центр противовоздушной обороны (ПВО) Сухопутных войск имени Героя Советского Союза маршала артиллерии В. И. Казакова. Уникальный центр, в котором готовятся младшие специалисты на современные зенитно-ракетные комплексы.
— Такими же ракетами, которые видны из-за забора, был сбит в 1960 году американский самолет-разведчик U-2? — спросил я у бывшего начальника учебного центра, а ныне облвоенкома полковника Дмитрия Килеева.
— Нет, самолет Пауэрса уничтожили системой С-75 «Волхов» из дивизиона, базировавшегося под Магнитогорском. Здесь во дворе установлен комплекс следующего поколения «Круг». С принятия его на вооружение и началась история нашего учебного центра, — рассказал Дмитрий Александрович.
В 1965 году на основе 745-го отдельного зенитного ракетного полка образовался воинский коллектив, которому было поручено стать главной базой для переучивания зенитных ракетных частей и соединений противовоздушной обороны Сухопутных войск. Одновременно в Оренбурге артиллерийское училище было преобразовано в зенитно-ракетное. В городе стали выдавать военные дипломы — «ключи от неба».
— Кстати, и я сам нашу «зенитку» окончил в 1992 году, — заметил Дмитрий Килеев.
Учебный центр и высшее военное училище постоянно обменивались кадрами: выпускники «зенитки» становились наставниками солдат, а командиры подразделений сменяли друг друга на руководящих должностях. Училище в 2009 году ликвидировали, а учебный центр остался.
Сейчас им руководит полковник Сергей Борисович Мучкаев, который организовал для корреспондентов «ЮУ» экскурсию по войсковой части.
Энергия солдатской каши
За полвека в стенах оренбургской «учебки» под руководством грамотных офицеров обучилось более 70 тысяч младших специалистов — рядовых и сержантов. Начинается солдатская служба с военной присяги, потом четыре месяца напряженной учебы и физической подготовки и — отправка в войска. Для некоторых, кто ощутил призвание к воинской профессии, служба продолжается по контракту.
— Среди призывников проходит предварительный отбор, сами понимаете, требования к будущим специалистам повышенные, — говорит заместитель начальника центра подполковник Александр Хаританович.
Выпускники университетов и техникумов составляют большинство новобранцев центра. Курс молодого бойца для них труднее привычных теоретических экзаменов. Тут надо и на турнике подтянуться, и полосу препятствий пробежать, и за компьютерами уметь работать.
— Ребята, висящие на турнике «колбасой», уже через месяц по десять раз подтягиваются до перекладины. Условия для занятий есть — спортзал и спортплощадка. Главное — желание, — говорит сержант Нурсултан Хабиев.
Замкомвзвода Хабиев служит по контракту девять лет. В его взводе готовят операторов радиолокационных станций (РЛС), а сам он — инструктор по физподготовке, мастер спорта России по рукопашному бою.
— Сильнее бей! — командует он рядовому Олегу Матвееву, которого готовит к очередным соревнованиям.
Поддерживать себя в отличной форме помогает качественное питание. В сопровождении офицера отправляемся отведать солдатской каши.
— На первое — борщ или лапша, в них говядина или куриное мясо. На второе — картофель, макароны под соусом. Третье — компот или чай. На завтрак — каша, на ужин — рыбные блюда, яйца вареные, рагу овощное. Обязательно к чаю сливочное масло и регулярно конфеты. А на десерт — печенье, пряники, по праздникам — фрукты, — раскрывает меню замкомандира части по тылу подполковник Павел Ляшенко.
Обед заряжает нас энергией, невольно вспоминаются собственные годы службы, когда после посещения столовой хотелось полежать, а нельзя.
— Теперь поспать на кровати и днем можно, но после тихого часа — снова на занятия, — замечает замначальника центра по военно-политической работе майор Андрей Спиридонов. — В наряды по кухне и в караул курсанты не ходят, все подчинено одной цели — учебному процессу.
В классах и на полигоне
Чему и как учат в центре, смотрим, посетив теплые классы и «полевую аудиторию» — полигон.
— На этом тренажере механики-водители приобретают начальные навыки движения по бездорожью, — старший лейтенант Михаил Мошков открывает дверцу точной копии кабины зенитно-ракетной системы С-300. Наставник запускает программу — поехали! Солдат, сидящий за рычагами, испытывает те же ощущения, что при движении гусеничной машины. Кабину трясет и кособочит, а он, отслеживая на мониторе дорогу, должен доставить объект с грузом быстро, но аккуратно.
— Пять лет назад на базе нашего центра впервые прошли Всероссийские армейские соревнования подразделений ПВО. Вот где пришлось попотеть! Наша команда стала чемпионом, — рассказывает Мошков, принимавший участие в подготовке тех состязаний.
А в прошлом году старший лейтенант прошел отбор на VI Армейские международные игры («АрМИ-2020»). В конкурсе подразделений ПВО «Чистое небо», проходившем на полигоне в Ейске (Краснодарский край), возглавляемое Михаилом Мошковым отделение сборной России заняло первое место среди семи стран-участниц.
Практические тренировки в Оренбурге тоже проходят на полигоне — сейчас там ровное снежное поле, изборожденное следами колес и гусениц. Техника хранится в ангарах, в готовность приводится за считаные минуты. Запускаются моторы, включаются электрические станции. И вот уже вращаются радары наведения, а стволы-пеналы готовы выпустить огнедышащие сигары ракет.
От «Зарницы» к реальной службе
У нынешних солдат-срочников времени на адаптацию к армии немного — служба длится всего один год.
— В школе занимался в военно-патриотическом объединении Юнармии, поэтому и физически, и морально привыкать к службе было легко, — делится ефрейтор Александр Шмунк, один из бывших курсантов центра, а теперь механик-водитель.
На базе Оренбургского учебного центра шесть лет подряд проводился финал военно-спортивной игры «Зарница Поволжья». Со всего Приволжского федерального округа в Оренбург съезжались 14 команд из ребят-допризывников и девушек, интересующихся военной историей и готовящихся к военной службе.
— Вот на этой военизированной полосе препятствий они бегали, метали гранаты, не настоящие, конечно, стреляли в тире, разбирали и собирали автоматы Калашникова. Ходили в учебную атаку на полигоне, а мы создавали фон из дымовых завес и взрывов петард, помогали в судействе, — вспоминает замначальника Андрей Спиридонов.
Призвавшись, бывшие «зарничники» оказываются потом в армейских «учебках». Многим служба приходится по душе.
— Из 30 человек взвода, в котором я начинал службу, 12 подписали контракт и уехали в разные регионы России, — говорит ефрейтор Шмунк.
Подполковник Александр Хаританович подтверждает:
— Двери нашего центра всегда открыты для сотрудничества. Хотите, чтобы вам доверили ключи от неба? Милости просим!
Фото: Юрий Стекачев
Текст: Вячеслав Войтин
Похожие новости
Также читайте