Рифкат ИСРАФИЛОВ: Новый Пугачев нам не нужен

 27, 28 и 29 марта в Оренбургском театре драмы проходит премьера спектакля «Капитанская дочка». Впервые художественный руководитель народный артист РФ Рифкат Исрафилов поставил это произведение Александра Пушкина в начале двухтысячных. На протяжении 15 лет спектакль получал восторженные отзывы зрителей и критиков. Один из показов состоялся во МХАТе, куда собрался весь московский бомонд во главе с Михаилом Ульяновым. Знаменитый актер тогда признался: «Этот спектакль взорвал мою душу». Но, несмотря на несомненный успех, показы пришлось остановить — часть артистов, занятых в «Капитанской дочке», покинула театр. Режиссер ждал, когда труппа, особенно мужской состав, будет вновь готова к этой работе. И вот наконец все совпало. К тому же нынче мы отмечаем юбилей Пушкина, который написал свое произведение после путешествия в 1833 году по Оренбуржью. И юбилеи самих губернии и области.

 

— Рифкат Вакилович, почему вы решили не просто восстановить спектакль, а создать новую версию?

— Наш спектакль о чести, достоинстве и милосердии. Идея остается та же — беречь честь смолоду, даже если стоишь на краю гибели. Я до сих пор перечитываю, что написано о «Капитанской дочке» современниками Пушкина, и удивляюсь: как будто это было вчера. А в наше время честь и достоинство, то, что определяет человеческую сущность, ценится? К сожалению, сегодня вор в почете. Образ спектакля, метель, пурга – не только в природе, но и в душе человека. Швабрин, плутая в этой метели, становится изменником, предавшим все законы дворянства. 17-летний Гринев сначала тоже совершает ошибки. Но, когда перед ним встает вопрос чести — перейти на сторону Пугачева или принять смерть, от юношества делает шаг к взрослению. И выбирает то, что делает его человеком. Иногда во время репетиции я привожу пример: студентки, приехавшие из деревни, как правило, нормальные, воспитанные девушки. Но не все выдерживают испытание городом, свободой, ночными клубами. И несколько таких я выгнал с актерского факультета, извините, за разложение.

 

— Вы отмечали, что время диктует новый взгляд на взаимоотношения героев «Капитанской дочки».

— Меня раньше спрашивали, почему я поставил «А зори здесь тихие…», за которые мы получили Гран-при на театральном фестивале. Марлен Хуциев тогда сказал, что спектакль этот пронизывающий. Особенно подкупала та искренность, с какой сыграли наши студенты – ровесники героев этого произведения Бориса Васильева. А предыстория такова. Когда я ставил спектакль в театре имени Ермоловой, пешком ходил через Красную площадь. Накануне Дня Победы голландское ТВ интервьюировало прохожих. Вижу — стоит красивый русский парень. Его спрашивают, кто победил в Великой Отечественной войне. Он отвечает, что американцы. Я подумал: наверное, это и моя вина. Почему мы сегодня не ставим о войне, почему молодые люди не знают таких потрясающих произведений? Больше десяти лет этот спектакль с аншлагом идет на нашей сцене. Или «Письма памяти», «Позови меня в прошлое» Павла Рыкова. Мы должны об этом говорить постоянно. А новый взгляд на прочтение «Капитанской дочки» заключается в том, что мы обращаем внимание людей на ценности, важные во все времена. И сегодня, когда люди воруют по 13 миллиардов и пребывают в почете, особенно.

 

— На этом фоне может появиться новый Пугачев?

— Я уже ответил на данный вопрос в своем спектакле «Ричард III». Ричарда и подобных ему вожаков рождает время. И мы должны быть очень осторожными. Потому что недовольство может превратиться в бессмысленное и страшное пугачевское восстание. Когда в 1973 году в театре имени Вахтангова поставили остросоциальную пьесу Азата Абдуллина «Тринадцатый председатель», спектакль долго запрещали. Но когда его увидел председатель правительства Косыгин, то разрешил показ. Болевые точки, которые отображены в этом спектакле, надо исправить, сказал он. Сегодня мы должны, как в случае с «Тринадцатым председателем», услышать эти сигналы недовольства, чтобы оно не превратилось в поток гнева, который невозможно остановить. Время всегда рождает своих и положительных, и отрицательных личностей. Какая сила возьмет верх? Я думаю, у нас все должно быть благополучно. Недаром сейчас президент страны заявляет о необходимости принять целый комплекс мер, чтобы улучшить социальное положение простых людей.

 

— Когда готовили эту премьеру, вы продолжали изучать историю бунта. Что нашли интересного, возможно, изменившего ваше отношение к восприятию произведения?

— И тогда, и сейчас я все время думал, почему такой гений, как Пушкин, относится с огромной симпатией к Пугачеву? Открываем еще одну его замечательную книгу — «Историю Пугачева». Узнав, что Швабрин закрыл в тюрьму Машу, Пугачев решается ехать с Гриневым из каких-то практических соображений. Но вдруг нахожу у Пушкина еще одно объяснение. Пугачев хотя бы на время хочет освободиться от страшного груза – быть вожаком восстания. Мечтает вернуться к своим истокам, он же казак, из Ростовской области. Роман Василия Шукшина о восстании Стеньки Разина называется «Я пришел дать вам волю!». И Пугачев в начале бунта действительно верит в это. Но постепенно понимает: его окружают воры, завоевать что-то с такими людьми вряд ли возможно. Он же был умен, как Распутин. И его желание пожить несколько часов человеческой жизнью уловил Александр Сергеевич Пушкин. На что в первой постановке я внимание не акцентировал. Пугачев понимает, что одной ногой стоит на эшафоте. Но идет на это. Появляются новые акценты и в других образах. Маша, которая отправляет письмо Гриневу, чтобы он спас и ее, и их любовь. Но есть научные исследования о том, что происходило, когда Пугачев брал ту или иную крепость. Он давал полную свободу своим бандитам. Его войско — сброд, который все уничтожал на своем пути. Когда повесили коменданта Белозерской крепости, жена его стала заложницей. И в первую же ночь ее изнасиловали. Письмо Маши говорит не только о любви — оно о чести, о спасении от позора. Это очень важный акцент.

 — Тем не менее Пушкин нашел возможность опоэтизировать образ Пугачева.

— Он видит в нем человека, который на какое-то время пришел дать свободу. Это намерение для него на первом месте.

— Какой урок мы можем из этого вынести, что для России возможна либо анархия, либо тоталитаризм?

— Мне кажется, услышать народ надо вовремя. Вот что главное. Вернемся к примеру с «Тринадцатым председателем». В этом произведении по полочкам разложено, что необходимо исправить в социалистическом обществе. В годы застоя были умы, которые сигнализировали: пора пойти по другому пути. Чтобы не появился новый Пугачев, чтобы метель, которая превращается в кровавое восстание, не случилась. Кстати, об этом мы говорили недавно на театральном форуме в Сочи. Выступавшие отмечали, что отношение к культуре и искусству необходимо менять. Ведь театр влияет на духовное формирование личности. Лучшие спектакли, как барометр, показывают болевые точки общества. Конечно, шла речь и том, как помочь творческому процессу, потому что многим театрам на постановки вообще денег не дают. Но в Оренбуржье в этом плане ситуация достаточно благополучная. По сравнению с Москвой деньги выделяют небольшие, но мы и сами зарабатываем, добавляем артистам определенный процент из собственных средств. На форуме поводом для серьезного разговора стало недавнее выступление Дмитрия Медведева о том, что в стране слишком много театров и их надо сокращать. Эта фраза, сказанная в Год театра, возмутила всех. Получается, президент говорит одно, а председатель правительства другое. Театр — духовное лицо той области, где он работает. Ведь когда приезжаем в другой город, всегда спрашиваем, куда пойти, есть ли театр. Если отвечают, что его нет, я спрашиваю: как же вы живете? И таких городов немало по России.

АВТОР:  Валентина СОКОЛОВА

ФОТО: Оренбургский драматический театр




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.


Похожие новости

28-06-2019 10:28
Полный план мероприятий
28-06-2019 10:22
Полный план мероприятий
26-06-2019 11:36
Новый проект показали на Международном
23-06-2019 8:02
За фестивальные дни было показано
22-06-2019 10:03
Капитальный ремонт проведут в рамках
21-06-2019 16:29
Горожанам покажут рукописные издания времен
12-06-2019 17:32
Трансляцию организовали для 11 районов
11-06-2019 15:13
Зрителей ждет разнообразная фестивальная программа
5-06-2019 9:15
Приказ о пополнении фондов директору
3-06-2019 16:57
В программу «Восток-Запад» можно попасть
3-06-2019 16:28
Благотворительный фонд выиграл президентский грант

Также читайте

15-07-2019 15:12
Сообщается, что в мегамолле «Армада-2» женщина упала в шахту лифта
15-07-2019 18:19
25-летний Игнат Петухов - один из победителей «Лидеров России»
15-07-2019 11:34
Несладкая жизнь местного производителя
19-07-2019 10:52
Дмитрий Кулагин заявил, что город «пожинает плоды недоработок консервации»
16-07-2019 15:28
В общей сложности пострадали 9 домов, 33 приусадебных участка и
17-07-2019 13:05
Что будет с чиновниками, которые «не умеют и не хотят