Роман, обман и хеппи-энд. В Оренбургском театре драмы состоялась премьера «Собаки на сене»
Этой пьесе Лопе де Вега более 400 лет, но она по-прежнему занимает достойное место в репертуаре театров всего мира. Чем привлекает испанская комедия плаща и шпаги современную публику? Легким непринужденным юмором, остроумными диалогами, пикантными ситуациями, предсказуемым хеппи-эндом и, как мне кажется, возможностью хотя бы на пару часов отвлечься от суровой коронавирусной реальности. Правда, к идее этой постановки народный артист РФ, режиссер, художественный руководитель Оренбургского областного драматического театра Рифкат Исрафилов пришел еще до пандемии. Он считает, что тема пьесы – любовь, препятствием которой становится социальное неравенство, актуальна и в наши дни. И чтобы достичь своей цели, людям иногда приходится идти на обман.
Сюжет «Собаки на сене», известный всем по одноименному фильму с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским, основан на игре чувств любви, ревности, дворянской гордости и фамильной чести. Всем том, что было так важно для средневекового высшего света. А еще — тайные свидания, дуэли, переодевания, неожиданные встречи, подмены и стук кастаньет …На оренбургской сцене история внезапно вспыхнувшей любви богатой аристократки Дианы де Бельфлор к своему секретарю Теодоро разыграна в лучших традициях жанра. Испанские страсти разворачиваются в изысканных декорациях: перед нами сад с настоящим фонтаном, у которого закручивается все действие, и ведущая вверх лестница дворца. По ней прекрасная Диана то снисходит до бедного возлюбленного, то убегает, стыдясь своего чувства… А нарядам главной героини могли бы позавидовать аристократки той эпохи.
Но «Собака на сене» — не просто красивый костюмированный спектакль. Все вышеназванное, а также зажигательная испанская музыка и танцы, которые сопровождают представление, служат лишь эффектным обрамлением, фоном для тонкой психологической игры. Например, актрисы Юлии Дмитриевой в роли Дианы де Бельфлор ( в другом составе ее сыграла Альбина Демченко), которая смогла передать высокомерие, аристократизм и беззащитность даже очень гордой женщины перед охватившей ее страстью. Когда-то Юлия Дмитриева основала в Оренбурге студию фламенко, что, безусловно, помогло ей проникнуться «испанским» духом . Ее игра – это постоянная борьба между искренним чувством и светскими условностями. И на какие только уловки не приходиться идти изворотливому уму графини, чтобы решить ситуацию в свою пользу.
Кстати, напомню, прекрасное чувство Дианы и Теодоро (в исполнении Максима Меденюка) вырастает на почве, изрядно унавоженной ревностью, завистью и даже предательством. Госпожа наблюдает за развитием романа Теодоро и простодушной служанки Марселы (ее в разных составах играют Юлия Каштанова и Татьяна Вдовина) и вдруг понимает, что сама влюблена в статного и образованного красавца-секретаря. А он, хоть и рассыпал перед девушкой тысячи нежных слов, легко меняет синицу в руке на журавля в небе, который оказался не так уж недосягаем. Так что если в пьесе и есть положительный герой, то это Марсела, искренняя во всем и способная прощать, не смотря ни на что.
Впрочем, и у Теодоро появляется шанс проявить свои лучшие качества. Герой Максима Меденюка (главная мужская роль в спектакле его по праву и жаль, что мы давно не видели его в этом качестве) в первом акте всего лишь ведомый. Но во втором — уже личность, способная на самостоятельные решения. Даже вопреки собственной выгоде. Теперь уже он готов принести жертву, спасая честь. И не соглашаясь принять поистине царский подарок от своего лакея Тристана (который смог убедить богатого неаполитанца графа Лудовико в том, что Теодоро – его потерянный сын). Устранив тем самым главное препятствие для любви графини и ее слуги — сословное неравенство.
Роль Тристана в исполнении Эдуарда Султанбекова трудно назвать второстепенной. Любовные терзания главных персонажей были бы не так интересны без этой острой приправы, придающей особый вкус всей постановке. И, конечно, зритель с восторгом встречает появление уже в конце действия самого графа Лудовико, сыгранного заслуженным артистом РФ Владимиром Бухаровым. Недавно он отметил 70-летие, но продолжает удивлять своим мастерством, способностью даже в небольшой роли показать яркие грани актерского таланта. Как и другой заслуженный артист РФ, Борис Круглов, исполнивший роль одного из соискателей руки Дианы. Его «коварство и любовь» неизменно вызывают смех в зрительном зале.
Как всегда в таких пьесах, двигателями всего процесса становятся слуги. Неподражаемые Анастасия Павлова и Юлия Ковальчук, Фабьо в исполнении Дмитрия Гладкова и Романа Ефимова – именно они, остроумные и лукавые, составляют комическую стихию этого представления. Вместе с мажордомом Отавьо – заслуженным артистом РФ Сергеем Куниным и маркизом Рикардо – Дмитрием Воропаевым и Данилой Сайфуллиным.
Валентина Соколова
Фото предоставлено областным театром драмы
Похожие новости
Также читайте